Толстых Наталья Викторовна.
Урок математики в 4 классе.
Тема: Решение нестандартных задач.
Цель: развитие критического мышления учащихся через использование нестандартных задач;
Совершенствовать вычислительные навыки и закреплять умение решать текстовые задачи;
Отрабатывать умение решать задачи с недостающими данными;
Развивать логическое мышление и внимание;
Приучать к тщательному выполнению любого задания, поддерживать активность, формировать, чувство ответственности и самостоятельности.
Ход урока:
I Организацинный момент.
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпенье и старанье.
II. Устный счет.
1. 43 + 57 : 4 + 35 : 4 =
70 - 8 + 19 : 3 * 2 =
2.1) Сыну 8 лет. Отец в 4 раза старше сына. Сколько лет отцу?
2) С одной яблони собрали 18 кг яблок, а с другой на 4 кг меньше. Сколько
кг яблок собрали со второй яблони?
3) Бабушке 60 лет. Внук в 10 раз моложе бабушки. Сколько лет внуку?
4) В деревне 28 деревянных домов, а каменных на 9 меньше. Сколько
каменных домов в деревне?
( Запись ответов у доски, в тетради через запятую)
Стук в дверь.
- Ребята, я получила письмо. Послушайте, я его прочитаю.
Хоть ты смейся, хоть ты плачь-
Не могу решать задач!
Может быть, плохой учебник?
Может быть, таланта нет?
Но нашел я верный способ-
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил!
Ну, зачем читать условие?
Раз - умножил, два - сложил.
Я и вычел, разделил-
Ну, все как полагается,
Но только правильный ответ
Никак не получается,
Помогите мне, ребята,
Все расставить по местам
-Ребята, чье это письмо?
( Незнайки).
- А кто из вас любит решать задачи?
-Кто хочет помочь Незнайке?
III.Постановка целей урока.
- Давайте отгадаем ребусы. Здесь спрятаны слова, отгадав эти слова , вы узнаете что мы будем делать на уроке.
5 НИЦА , ПО 2 Л , 3 БУНА.
- Сегодня на уроке мы будем смекать, думать, решать. Будем работать над задачами и поможем Незнайке.
- Давайте выясним понятие «Задача» и заполним « Корзину понятий».
( Дети перечисляют, а учитель пишет на доске.)
- задача
-условие
-вопрос
-опорные (главные) слова
-схема
-решение
-проверка
-ответ
YI. Решение задачи с недостающими данными.
На доске: В школьном саду росли деревья: 18 яблонь в 2 ряда и 12 груш в 2 ряда. Сколько всего килограммов яблок и груш собрали школьники с деревьев осенью?
- Прочитайте условие задачи.
- Что вам известно из условия задачи?
- Что нужно найти?
- Можем сразу ответить? (Нет)
Дети: Ее решить нельзя. Это неправильная задача.
- Можно ли ее сделать правильной?
Дети: Можно, если поставить другой вопрос.
- Какой?
Дети: Сколько деревьев посадили школьники?
- На доске 2 кратких записи этой задачи. Какая из них правильная?
Яблонь- 18 д. по 2 р.
Груш- 14 д. по 2 р.
Яблонь- 18 д. по 2 р. ?
Груш- 14 д. по 2 р.
- Как можно решить задачу? Давайте составим план.
- Запишите решение этой задачи и ответ.
1 способ: 1) 18*2=54 (д.)- яблонь
2) 14*2=28 (д.)- груш
3)54+28=82 (д.)- всего
18*2+14*2=82 (д.)
2 способ: ( 18+14)*2= 82 (д.)
Ответ: 82 дерева всего посадили школьники осенью.
Y. Физкультминутка.
YI.Решение логических задач.
- Сейчас несколько человек будут работать в парах, а остальные будут работать по учебнику самостоятельно.
Давайте вспомним, как нужно работать в паре?
( Ответы детей).
- Перед вами «сказочная» шляпа. Чья это шляпа?
( Незнайки)
- Вы с закрытыми глазами будете вынимать из шляпы геометрические фигуры, ощупывать их и определять, что это за фигура. Если отгадываете, то решаете задачу и помогаете Незнайке.
1.Росло 2 яблони. На каждой яблоне- 5 больших веток, на каждой большой ветке по 4 маленьких ветки. Сколько всего груш?
2.Меня зовут Оля. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата?
3.Во дворе гуляли гуси и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Всего 8 лап. Сколько было гусей и сколько собак?
4.В семье три брата. У каждого брата есть сестра. Сколько детей в семье?
5.В классе за партами сидели 24 ученика. Троих вызвали к доске. Сколько учеников стало в классе?
YIII. Самостоятельная работа. Учебник стр.31 № 7.
- Молодцы, ребята помогли Незнайке решить задачи.
- А теперь, давайте вернемся к «Корзине понятий».
- Какие понятия мы с вами использовали на уроке, а какие – нет?
- И лишние понятия я сотру.
YIY.Итог урока.Составление «синквейна».
Нестандартная задача.
Трудная, интересная, необычная.
Думать, решать, смекать, гадать.
Решение нестандартных задач требует смекалки (фантазии).
Задание (упражнение).
|