Кузнецова О.Н. ТЕМА : УДАРЕНИЕ.
ЦЕЛИ:
1. РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА,
ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В
УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ,
составлять связный текст
из предложений;
2. обучать коллективным формам работы;
3. развивать речь уч-ся путем использования
элементов «критического мышления».
Ход урока
1.
Организационный момент.
- Мы сегодня с вами отправляемся в гости к
словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас
сами догадаетесь.
2. Мин.
Чистописания.
Уу Дд
Аа Рр Ее
Нн Ии Ее
3.
Постановка цели урока.
Корзина понятий.
-Сегодня мы с вами узнаем, для чего же
нужно ударение? Какова его роль . Ваша задача быть внимательными и ничего
интересного не пропускать.
Знаете, что случилось со словами,
которые забыли про ударение? Слушайте.
Стр. 32 (желт. Книга)
ЗАМОК– ЗАМОК БЕЛКИ– БЕЛКИ
СТРЕЛКИ– СТРЕЛКИ КРУЖКИ– КРУЖКИ
Вышел вперед ЗАМОК ,
сказал : «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с
каким-то Ударением. Ведь ударение-это просто черточка!» А ударение рассердилось
и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
- Как вы думаете, какое теперь слово получилось? (ЗАМОК)
А дальше вот, что случилось .
Вышли вперед БЕЛКИ. Да… « Мы самые главные компоненты любого живого организма ,
и уж с нами-то . Ударение ничего не сделает.» -Как вы думаете , что произошло?
А как вы думаете, какой вывод сделали
слова? Чем закончилась эта история?
( Слова поняли, что они не могут
жить без ударения . В каждом слове есть ударение.)
- А
если слово состоит из одного слога, ударение ставится?
- ( Если в слове один слог, то ударение не
ставится)
Почему? Объясните.
Я думаю, что если слово
состоит из 1 слога, то, значит, в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда четко произносится. И ударение
уже не превратит это слово в другое.
-
Какой еще вывод сделали слова?
Ударение может изменить смысл слова.
Учебник– с. 54 (правило)
4.
РАБОТА В
ГРУППАХ «Слова вызывают
затруднения».
Несмотря на свою загруженность принц
Ударение приготовил задание:
УХУ
ВОРОТ
ПИЛИ
Дети:
Здесь не ясно, о чем идет речь, ведь ударения нет. - УХА—суп, ВОРТА– это наверное
воротник. - Нет– это у ВОРОТ. ПИЛИ-
значит, они что-то пили. - Может
это значит пилить?
—-Видите, как трудно без ударения. Я
сейчас вам помогу.
_________________________________________________________
УХУ Мы сегодня ели . . . .
Комар подлетел к .
. . .
ВОРОТ Собака сидит у .
. . .
У рубахи был вышит . . . .
ПИЛИ Дети .
. . молоко .
. . . бревно ровно.
_________________________________________________________
Теперь все понятно. По предложению можно понять, о чем
идет речь.
5. РАБОТА
В ТЕТРАДИ.
Запишите любые 2 предложения. Но не забудьте про ударение.
—
Как вы думаете, как называется слог, на который не падает ударение?
ЗАДАНИЕ: Я говорю слово, а вы на следующей
строчке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный
гласный звук
ПЕНАЛ,
УЧИТЕЛЬ, ПОРТФЕЛЬ, ЛЮДА,
ПЯТНИЦА, АЛЬБОМ, ЦВЕТЫ,
РУЧКА, ЕЛКА
А И Е
Ю Я О
Ы Е Э
Буква ё всегда ударная.
Если в слове есть ё, то мы ударение не ставим.
Расскажи - ка, буква
Ё ,
Как твое житьё– бытьё?
Буква Ё дает отчёт:
-Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.
Ой– ёй– ёй.
Вот это да!
6. РАБОТА В
ПАРАХ.
— Сколько может получиться
предложений с каждым из слов:
НАРУБИТЕ ИГЛЫ
7. ЗАДАНИЕ НА
ВНИМАНИЕ.
— Какое слово лишнее?
ДЕРЕВЬЯ КУСТЫ ЛАНДЫШИ ?
8. РАБОТА ПО
УЧЕБНИКУ.
С. 58
№ 49 текст
«Лисенок».
9. ИТОГ УРОКА.
_________ - это материал, из
которого люди делают слова.
Поменяешь звук— получится совсем
другое ___________.
Или совсем слова не будет.
Звуки бывают _____________ и
_____________.
Гласные звуки соединяют согласные
в ____________.
А из слогов, как из кирпичиков,
строятся слова.
В каждом слове один кирпичик самый главный.
Это _______ слог . Если неправильно поставить
_________, можно совсем и не понять слово
|