ШМО учителей начальных классовЧетверг, 09.05.2024, 10:28

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

" Развитие личности ученика на основе использования системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе"

 В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества.

 Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г.. Системно-деятельностный подход –это результат объединения двух подходов. Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Системный подход разрабатывали классики отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.) Деятельностный -  разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Основные задачи образования сегодня — не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

• формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

• формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

• формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятель-ности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осущест-влении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

  Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты.

При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисковоконструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности.

Ведь именно в деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

 В системной организации учебной деятельности школьников выделяют пять основных компонентов –

1.учебно-познавательные мотивы, т. е.  осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»,

2. действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов,

3. планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), 

4.решение задач

5. рефлексивно-оценочные действия  («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)

 Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Как образно замечал Л.С. Выготский: « учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

    Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода,  необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

           В системно – деятельностном подходе существуют разные типологии уроков, типологии разных авторов. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1.     уроки открытия нового знания(ОНЗ)

2.     уроки рефлексии(УР)

3.     уроки общеметодологической направленности;

4.     уроки развивающего контроля.

 

Какова типология уроков системно-деятельностного подхода?

Системно-деятельностный подход предлагает  следующие типы уроков, которые распределяет по целеполаганию.

1 группа – уроки «открытия» новых знаний.

Выделяют 2 цели:

А) деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Б) содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2 группа – урок рефлексии.

А) деятельностная цель: - формирование способностей к рефлексии корреционно -контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных  затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.

Б) содержательная цель: - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов

УР требуют большую подготовку со стороны учителя. Дети на этих уроках не просто тренируются  в решении задач – они самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправления, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас  актуально, т.к. от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

 

3 группа – уроки общеметодологической направленности

А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.

Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.

4 группа – уроки развивающего контроля.

А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.

Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

 

Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”); 2) создаются  условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки ("могу”).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).(«открытие детьми нового знания).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе необходимо организовать:1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2)зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1.                 Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.         Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3.             Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4.       Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.          Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.        На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7.      Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.                 Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.                 Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.            Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.            Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.            На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Важнейшим критерием успешности учителя становится использование современных образовательных технологии, которые могут обеспечить развитие школьников.

Технологии СДП

         -развивающее обучение;

         -проблемное обучение;

         -разноуровневое обучение;

         -коллективная система обучения (КСО);

         -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);

         -исследовательские методы обучения;

         -проектные методы обучения;

         -технология « дебаты»;

         -технологию модульного и блочно- модульного обучения;

         -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;

         -технология развития «критического мышления»;

         -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

         -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);

         -информационно – коммуникационные технологии;

         -здоровьесберегающие технологии;

         - систему инновационной оценки « портфолио»;

         - технологию дистанционного обучения

         технология мастерских

         Технологии организации работы в группе

 Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.

 Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

 Деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. Ведь на  занятиях во внеурочной деятельности, как раз и создают условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.

 Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Категория: Мои статьи | Добавил: tihonova65 (08.01.2009) | Автор: Тихонова Н.Г.
Просмотров: 12098 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Бесплатный хостинг uCoz